Афиша
Сезоны Онлайн

[сигнум.сезон] Лекция 5. Трансцендентальный субъект

12.12.2020 // Суббота // Онлайн // с 18:00 до 19:30
Цикл "Рождение и смерть субъекта"
Лекция 5. "Трансцендентальный субъект"
Лектор - Диана Эдиковна Гаспарян; PhD, к. ф. н., старший научный сотрудник Факультета гуманитарных наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ

Лекция проходит в Zoom
О регистрации
О курсе

Понятие "трансцендентальный субъект" ни разу не использовалось Кантом в его эпохальном труде "Критика чистого разума", однако оно стало не только визитной карточкой философии Канта, но и надежно закрепило представление о субъекте вообще во всей последующей философии.

После Канта становится принятым размышлять о субъекте только в терминах его вскрывшейся трансцендентальности. Под трансцендентальностью подразумевается не только способность творить миры и реальности, но делать это от имени всего человечества. Отныне субъект — это не просто частный индивид и наблюдатель, способный к порождению отдельно взятой внутренней Вселенной, это не психологический или эмпирический субъект. Теперь это так называемый трансцендентальный субъект - универсальный в своей субъективности.

Фактически трансцендентальность означает "способ бытия всяким субъектом" или "субъектом как таковым", а не тем или иным субъектом. Никогда еще инженерия философской субъектности не была поднята до такого уровня общности, как это было сделано у Канта. Он находит ключ к организации самой субъектости и скрупулёзно описывает ее. Но, несмотря на широту размаха, этот удивительный ход можно считать начальной точкой отсчета последующего заката субъекта. Это связано с тем, что универсализируя трансцендентальность субъекта, Кант, тем самым, его объективирует.

Трансцендентальный субъект оказывается слишком деперсонализирован, из него вынуто все индивидуальное и, собственно, субъективное. Субъективность фактически противопоставляется трансцендентальности (неслучайно Кант нигде не говорит о "трансцендентальном субъекте"). Мы все по-разному ощущаем свой опыт, но синтезируем его единообразно. Выходит, что последующий поворот философии к "трансцендентализму без трансцендентального субъекта" и сведение субъекта к объективным процессам, будет выглядеть не скандальным утверждением, а лишь развитием сюжета, предложенным Кантом в продолжение великой философии субъекта.


Наши ресурсы:
ВКонтакте
Instagram
Facebook
Youtube
Telegram

Поддержать проект