Афиша
Онлайн Сезоны

[сигнум.сезон] Лекция 2. И сотворил Бог субъекта

31.10.2020 // Суббота // Онлайн // с 18:00 до 19:30
Цикл "Рождение и смерть субъекта"
Лекция 2. «И сотворил Бог субъекта»
Лектор - Диана Эдиковна Гаспарян; PhD, к. ф. н., старший научный сотрудник Факультета гуманитарных наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ

Лекция проходит в Zoom
О регистрации
О курсе

В настоящей лекции речь пойдет о появлении понятия философского субъекта в христианский период развития западно-европейской мысли. Идея субъектности формируется как результирующая трех допущений иррациональности чуда – возможности возникновения нечто из ничего, отождествления знания и веры и допущения трансцендирования человека миру. В лекции также пойдет речь о субъективации времени (отчетливо выраженной у Августина Блаженного в его определении времени как «растяжении души») и концепте свободной воли. В христианской философской мысли субъект впервые получает статус агента – некоего «кто», а не «что». Агент наделяется способностью жить в специально созданном им самим мире. Это становится возможным благодаря удивительной метаморфозе, связанной с пониманием идеала и этических ценностей. Идеальное не обладает для нас внешним принуждением, это не то, что нас детерминирует, делая пассивными проводниками. Парадоксальность идеала в том, что мы сами выбираем его в качестве такового, добровольно желаем ему подчиниться. Субъектом становится тот, для которого идеальное является реальным. Если закон только принудителен, то тот, к кому он прикладывается, выступает объектом принуждения. Если же всякое действие подлежит произволу решимости и неограниченного законом (идеалом) волюнтаризма, то творящий данный произвол также внесубъектен. Субъект появляется в момент налагаемого на самое себя самоограничения – установления идеала или долга. Самоограничение такого рода есть ничто иное как взятие ответственности. Берущий на себя ответственность и есть субъект в статусе агента. Наконец, субъект есть тот, кто конечен. Начало и конец человеческого существования, формирует его личную эсхатологию и, через это, горизонт смысла. Субъект есть тот, кто ищет и извлекает смысл, но для этого его бытие должно стать историческим. Христианство рождает идею истории, мира и человека, и идею того, что в этой истории только и может родиться субъект.


Наши ресурсы:
ВКонтакте
Instagram
Facebook
Youtube
Telegram

Поддержать проект