Несмотря на более или менее четкое представление об отцовстве в медицине и юриспруденции, это представление для самого отца иногда оказывается размыто. Именно так развивается депрессия. Обычно, конечно, говорят о депрессии материнской. Она обусловлена физиологическими предпосылками, это, можно сказать, психоаналитическая разновидность кастрации. До родов ребенок служит для матери жизненно важным, смыслообразующим органом, но, когда этот орган отделяется, начинает жить своей жизнью и постепенно становится личностью, мать испытывает депрессию от этого разрыва. Только преодолев эту боль и увидев в ребенке ребенка, а не часть своего тела, она справляется с депрессией.
Отцовская депрессия исследована хуже, но тем не менее часта. Проблема заключается в том, что у мужчин нет культурного кода, который помог бы им адаптироваться к новому состоянию. Мужчина может взять на себя некоторые женские функции (пеленать, играть, кормить из бутылочки), но они всё равно останутся женскими, сущность отцовства как такового ускользает. В мире отца не существует ничего, «Что значит быть отцом?».
Непонимание своей функции порождает внутренние конфликты и непонимание своего места в семье. Один из примеров ординарного психоза — случай с однокурсником Д. Ольшанского. Семьянин, молодой отец, у которого недавно родился ребенок, он был госпитализирован с этим диагнозом, хотя ничто не предвещало болезни. Его сын получил то же имя, что и он сам, к тому же они были внешне похожи, то есть были почти полными двойниками друг друга, однако жена уделяла гораздо больше времени и ласки двойнику-сыну, а не мужу, что муж переживал очень тяжело. В его психике возник конфликт: поскольку рядом твой двойник, его нужно убить, но в то же время он твой долгожданный сын, продолжение твоего рода.
К депрессии ведет не только непонимание своей функции, но и неверие в неё, неверие в свидетельство о своем отцовстве: если человек внутренне чужд ребенку, если он отказывается поверить, что именно его «назначили» отцом, у него может возникнуть неожиданное опасение увидеть дочь не как своего ребенка, а как маленькую женщину.
Как мы видим, отцовство есть, кроме того, вера в свою функцию, то есть снова явление символического порядка. Ольшанский замечает, что представление о Боге-Отце возникает только в монотеистических религиях, во всех остальных главный бог — громовержец, солнечное божество или выполняет другие функции, но в любом случае его образ никак не связывается с отцовской заботой о людях, которые появляются лишь на более позднем этапе развития религий.