От начала XIX века и вплоть до 30-х годов XX века мораль и социология были неразрывно связаны между собой, и сама этическая проблематика в социологии первоначально занимала ведущее место. Для Дюркгейма мораль также играла центральную роль в его работах, и это проявилось во многих аспектах его творчества. Первый и главный труд Дюркгейма, «Разделение общественного труда», посвящен обоснованию тезиса о том, что разделение труда выполняет моральную функцию. Его работы «Самоубийство» и «Элементарные формы религиозной жизни, тотемическая система в Австралии» тоже пронизаны моральной проблематикой.
Социология морали для Дюркгейма — это в известном смысле вся социология целиком. В отличие от Маркса, для которого социальный вопрос (о справедливости, о равенстве и т. д.) был прежде всего экономико-политическим, для Дюркгейма он являлся религиозно-этическим.
В первый период Третьей республики во Франции важную роль играл сциентизм (вера в то, что наука выведет Францию из кризиса). В этой связи широко обсуждался вопрос: можно ли создать мораль на научных основаниях?
Точка зрения Дюркгейма на этот счёт была более сложной, чем ответ «да» или «нет». Он считал, что религию невозможно заменить наукой непосредственно. В его представлении мораль базируется на вне рациональных основаниях.
Подпишитесь на рассылку
Во Франции периода Третьей республики наблюдалось торжество секуляризма. Церковь впервые была отделена от государства и образования, принимались антиклерикальные реформы. В связи с этим в обществе широко обсуждался вопрос: возможна ли мораль без Бога, то есть мораль светская? Для многих людей светская мораль нуждалась в каком-либо обосновании.
Дюркгейм в одно из своих выступлений по этому поводу говорил: «между Богом и обществом нужно сделать выбор». Для него религия — это есть способ поклонения обществу, только в символической форме. Поэтому именно общество является объектом всех религиозных культов.
Отсюда происходит и религиозный и нравственный релятивизм Дюркгейма, с точки зрения которого важна не столько символика, сколько то, что стоит за разными символами. Поэтому Дюркгейм писал: нет таких религий, которые были бы ложными. Все они истинны на свой лад — все они выражают социальную реальность в символической форме.
Но при этом Дюркгейм полагал, что сакральное, священное начало содержится не только в религиозном, но существует и в моральном сознании в автономном виде тоже. У морали своя собственная религиозность, свое собственное сакральное начало. В век науки сакральное может содержаться и в научном знании, и в морали светского типа («светское сакральное»).
В связи с этим Дюркгейм различал теологическую религиозность (традиционную религию), с одной стороны, и моральную религиозность, с другой стороны, имея в виду ту сакральность, которая была упомянута выше.
С одной стороны, Эмиль Дюркгейм был убежденным рационалистом и сам себя называл таковым. Хотя Дюркгейма и Макса Вебера часто друг другу противопоставляют (их научные программы во многом были противоположными), тем не менее, они оба полагали, что задача науки — не опровергать религиозные верования, а прояснять их. Дюркгейм настаивал на том, что заменить наукой религию нельзя, и в этом его взгляды совпали со взглядами Вебера.
Дюркгейм исходил из представления о том, что не существует универсального рационализма. Он был релятивистом и в истолковании морали, и в истолковании религии. Его трактовка рациональности была релятивистской, не универсалистской и плюралистической.
Для того, чтобы понять суть рационализма Дюркгейма, необходимо выделить два аспекта в его трактовке рациональности:
В смысле эпистемологического, или теоретико-познавательного, аспекта Дюркгейм был непоколебимым рационалистом. Он продолжал рационалистическую традицию философской мысли, начало которой положил Р. Декарт. И хотя Дюркгейм считал рационализм Декарта несколько упрощенным, тем не менее, он рассматривал себя как своего рода «Декарта в социологии». Дюркгейм стремился применить картезианские принципы к социологическому знанию.
Но в трактовке рациональности у Дюркгейма есть и онтологический аспект. Вопрос о том, представляет ли собой общество рациональное явление, для него был более сложным. С одной стороны, он полагал, что социальной реальности присуща определенная рациональность, как некая логика вещей, которая в принципе делает ее умопостигаемой, доступной логике познающего субъекта. Но, с другой стороны, если говорить о рациональности как факторе человеческого и социального поведения, как о всем том, что основано на интеллекте, рефлексии, логике, разумных мотивах и т. п., то в этом отношении Дюркгейм рационалистом не был. Он всегда придавал огромное значение коллективным верованиям, чувствам, страстям, «коллективному возбуждению», сакральному, «иррациональным» обычаям, ритуалам и т. п.
Основное значение для понимания природы морали у Дюркгейма имеет понятия «правила». В его трактовке, правила — это универсальный, элементарный и основополагающий моральный факт. Проще говоря, есть правила — есть мораль, нет правил — нет морали. Однако существуют и такие правила, которые к морали не относятся: например, технические или гигиенические.
В чем же заключается исключительная особенность моральных правил? В том, что в случае их нарушения срабатывают санкции, которые либо заставляют индивида исправить существующее положение, либо его наказывают. В случае же нарушений правил технических или гигиенических санкции не требуются.
Дюркгейм выделяет три элемента морали:
Дюркгейм всегда подчеркивал в морали такое качество, как регулярность и опора на авторитет. Отдельные моральные поступки, если они носят спорадический или редкий характер, не относятся к морали. В этой связи Дюркгейм критикует так называемых «неуправляемых людей» с непредсказуемым поведением: такие люди (вне зависимости от того, чем вызвана их непредсказуемость) с его точки зрения заведомо аморальны.
Мораль, согласно трактовке Дюркгейма, — это нечто монотонное, повторяющееся. Важное место в ней занимают такие черты, как ограничение и самоограничение, умеренность, сдерживание в определенных рамках любых импульсов, даже самых благородных (например, любовь к животным или другому человеку). Дюркгейм вводит понятие «болезнь беспредельного» — стремление к бесконечному, которое, в его представлении, толкает человека к аморализму.
Дюркгейм исповедует своего рода стоицизм в социолого-этических аспектах своего творчества.
Дюркгейм продолжал кантианскую линию, стремился преодолеть не кантианство и эвдемонизм, а дилемму, взаимоисключающий характер этих двух теоретических позиций. Социология для него являлось средством примирения кантианства и эвдемонизма.
Мораль в его трактовке — это базовый социальный институт, а общество в самых разных его воплощениях — это источник, субъект, объект и объяснительный принцип всей моральной жизни.