Владимир маковцев
Событие поступка
К философским основаниям
концепта поступка М. М. Бахтина
Философский феномен Бахтина, ставшем в обширном интеллектуальном мире отдельным миром, именуемым бахтинологией, бахтинографией или бахтиноведением, поражает той гибкости, позволяющей видеть в нем, и видеть вполне обосновано, а не только произвольно точку схождения самых противоречивых взглядов. Казалось бы, нет более не сводимых философов, чем Кант и Ницше в отношении морали и долженствовании, в отношении понимания человеческого. Если Кант пытался запрятать человека в непроницаемый футляр рассудочного теоретизма, то Ницше первый указал человеку тропу, ведущую к нему самому сквозь бездну по тонкому канату. Кант избавил человека от возможности рисковать, дав ему в качестве указующего мерила поступков категорический императив, лишив тем самым человека его открытости хаосу и судьбе, сквозь который доносится голос сверхчеловека. Тем не менее в «Философии поступка» Бахтина как об имманентной сосредоточенности мысли, мы вполне обосновано можем говорить, что здесь они пересекаются. «Философия поступка» это ранний текст Михаила Бахтина, написанный в первой половине 1920-х гг., долгое время лежавший в рукописях, и нашедший выход к читателям в виде отдельных фрагментах только в 1986 году. В настоящее время текст доступен в первом томе (2003) семитомного собраний сочинений М. М. Бахтина.
«Действительно ли трансцендентальная активность есть исторически-индивидуальная активность моего поступка, за которую я индивидуально ответственен. Никто, конечно, не станет утверждать нечто подобное. Обнаружение априорно трансцендентального элемента в нашем познании не открыло выхода изнутри познания, т. е. из его содержательно-смысловой стороны, в исторически-индивидуальную действительность познавательного акта, не преодолело их разобщенности и взаимной непроницаемости, и для этой трансцендентальной активности пришлось измыслить чисто теоретический, исторически не-действительный субъект, сознание вообще, научное сознание, гносеологический субъект. Но, конечно, этот теоретический субъект должен был каждый раз воплощаться в некотором реальном, действительном, мыслящем человеке, чтобы приобщиться со всем имманентным ему миром бытия, как предметом его познания, действительному исторически событийному бытию лишь как момент его». (М. М. Бахтин. К философии поступка)
Тем не менее, в философии поступка Бахтина сохраняется долженствование, становясь одной из главных особенностей нравственного поступка. Среди комментаторов данного текста Бахтина находятся и полагающие, что текст, написанный в годы обрушившейся на Россию кровавой катастрофы в виде событий 1917 года, является своего рода ответом на вызов истории. Это не лишено логики, равно как мы могли бы усмотреть в стихотворении О. Мандельштама «Я изучил науку расставания», – жалобный голос по прощанию с эпохой, а не лирическое описания события разлуки. Бахтин один из немногих мыслителей, творчество которого не вписывается в политические события эпохи так, чтобы это было органично и не вызывало критических сомнений. Поступок, о котором идет речь, это прежде всего событие, участвующее в созидании бытия.