Анастасия Тесля
волонтер и автор Сигнум

Lectio Divina как метод чтения и практика себя. Конспект лекции

Что такое Lectio Divina? Яна Макакенко, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальной философии» УФУ, выходит за границы церковной практики и предлагает поговорить о применении метода «молитвенного чтения» в философии.
St. Dominic Saints for Teachers
Lectio Divina — это молитвенное чтение библейских текстов, что в переводе с латинского означает «Божественное чтение».

Создание этого понятия исторически приписывается монаху ордена цистерцианцев — Гвиго II. Изначально этот метод является методологической разработкой, книгой духовных упражнений, которую монах посвятил своей братии. Задача заключалась не в создании оригинальности, а в первую очередь в том, чтобы должным образом стать полезным в общении с Божественностью.

Цель метода заключается в том, чтобы через слово Божие сойтись в полном общении с Богом, сделать его прозрачным и естественным в познании Творца. Выйти из абстрактных идей к более реальному и существенному.

Метод раскрывается в основных тезисах:
Lectio (лат. «чтение») — способность чтения вслух.
Meditatio (лат. «размышление») — способность вхождения в плотность текста, является ключевым.
Oratio (лат. «молитва») — способность ответить автору [Творцу]. Здесь имеет место подпункт collatio (лат. «сочетание») — совместная молитва.
Contemplatio (лат. «созерцание») — способность к обретению смысла.
Lectio: Для чего?
«Слово должно стать плотью». Актуальность применения lectio в том, что мы воспринимаем слово как абстрактное понятие, в этом и возникает проблематика обезличивания текста обыденным читателем. Мы начнем воспринимать текст как практику не только на психологическом, но и на физическом уровне, располагая себя к прочтению. Для чего? Чтобы выйти из этого абстрактного поля понимания «слова» в прямое общение.

Вся данная практика трансформирует собственное отношение к «слову». «Я — пшеница Господня, и пусть будет она размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым», — пишет Игнатий Антиохийский. Встреча с текстом — это вызов, благодаря которому мы способны питать себя и других. Lectio — кладёт в уста пищу.

Подпишитесь на рассылку

Оставайтесь вкурсе новых публикаций Сигнум, подпишитесь на рассылку свежих статей и конспектов лекций.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Meditatio: Ради чего я буду размышлять?
Мне нужно понять, о чём хочет сказать автор. Эмоции и чувства становятся чем-то обыденным в повседневной жизни, поэтому мы так редко внимаем к ним. «Я включаю чувства — я наблюдаю». Страх перед непониманием — раскрывает всю сущность и ценность пересечения между разумом и чувством. Это и есть тот самый вызов, к пути познанию самого себя.

На данном этапе мы обращаемся к своим рациональным способностям, которые отчасти, путают читателя в постановке цели: «Я вижу текст — я хочу его полностью освоить». Яркое желание отождествления с автором, безграничное погружение в текст с риском потери самого себя. Оно не должно быть связано с тем, как читатель хочет всё досконально знать, посыл хороший — но должен иметь меру. Насколько я могу извлечь общее? Узнать это мы способны лишь через процесс. Reiteratio (лат. «повторение») — важность повтора. Для качественного размышления мы должны стремиться к актуализации смыслов, созданию аналогий и соединению их с реальным миром. «Я понимаю, что значит мыслить», благодаря данному тезису, мы способны менять и развивать своё мышление, осознавать себя как часть Единого, и Единого как части себя. Meditatio — перемалывает.
Oratio: Ради чего мы это делаем?
Фиксация того, что мне стало понятно. То, чем мы способны поделиться, то, о чём можем говорить. Благодаря чему мы способны остановиться, чтобы обсудить, то, что с нами происходит при чтении. В формате религиозных практик — человек молится, в формате нерелигиозных практик — человек обсуждает. Я способен обсудить понятые идеи с другими [collatio]. Особое чувство видения тождества в мыслях окружающих, которые пересекаются с собственными. Благодаря этому мы способны раскрыть «слово» с другой точки зрения, открыв для себя нечто новое. Здесь чтение раскрывается как духовное упражнение с целью познания себя, на данном этапе мы способны встретиться с собственной личностью. Личность и персона становятся здесь гарантией целостности. Oratio — позволяет обрести вкус.
Contemplatio: Как меня это может поменять?
Устояться в качестве целых и их самих, в частности, позволяет момент созерцания. Созерцание — это и есть тот самый конечный вывод этого процесса. Без него вся работа обесценивается. Итогом должен стать смысл. Благодаря чему после прочтения мы задаемся вопросами: что произошло со мной? Открылись ли для меня новые смыслы? Достиг ли я своих целей от прочтения?

Созерцание открывает для нас возможность к действию, путь к практике через теорию. Грань между автором и читателем становиться прозрачной, мы делаем выводы. Действительно ли мои действия связаны с моей внутренней работой и сознанием? Решения, которые я принимаю, повлияли ли на них те идеи, которые я усвоил? Contemplatio — насыщение.
Возможно ли применить концепции данного метода на вне религиозную практику?
Яна Макакенко проводит семинар с использованием Lectio Divina. Для многих студентов это стало необычным опытом, собственные мысли получают некую основу, теперь их можно представить в более упорядоченном варианте. Воспринятые и зафиксированные идеи в процессе обсуждения — работали. В связи с этим, делается вывод, что метод имеет весьма хорошие педагогические перспективы. «Мыслитель начинает говорить от первого лица». Следуя тезисам данного метода, мы действительно способны соприкоснуться с тем миром «слова» и «идеи», который способен полностью изменить наше восприятие и отношение к тексту спустя века.

Другие публикации
    Подпишитесь на нас
    Оставайтесь вкурсе новых публикаций Сигнум, подпишитесь на рассылку свежих статей и конспектов лекций.
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Made on
    Tilda