Это первое строгое эмпирическое исследование данного социального явления, о котором многие склонны думать как о чем-то личном и индивидуальном. Во многих обществах самоубийство — это редкость, тогда почему социолог должен пытаться объяснить это?
Э. Дюркгейм выделяет несколько основных типов суицида: эгоистический, альтруистический, аномический и фаталистический. Статистически сложно выяснить, какие данные действительно указывают на самоубийства. Когда люди умирают, особенно если они не оставляют после себя письма, очень трудно решить, действительно ли этот человек покончил жизнь самоубийством или это был просто несчастный случай. Бывают и очевидные случаи самоубийства, но врачи, устанавливающие причину смерти, часто сомневаются, самоубийство это или нет. Таким образом, существует большая проблема с изучением статистических данных о самоубийствах, и часто врачи делают суждения о социальных обстоятельствах человека, совершившего самоубийство.
Но что такое самоубийство? Это смерть, вызванная прямым или косвенным действием самой жертвы, которое, как она знает, приведет к этому результату. Первый важный аспект — это намерение. Чтобы назвать смерть самоубийством, должно быть намерение со стороны человека, совершающего самоубийство. Целью же может быть не обязательно самоуничтожение, а что-то другое. Например, террористы-смертники. Они не хотят убивать себя, они хотят убивать других, но используют свое тело как оружие, и взрывают себя ради причинения вреда другим. Тем не менее, это явно случай самоубийства, потому что они знают, что умрут в результате своих действий.
Также следует понимать какие последствия вызовет самоубийство. То, что делает человек, убьет его, и этот поступок можно квалифицировать как самоубийство. Это явление создает большие трудности для медицинских работников, которые пытаются установить причину смерти, потому что очень сложно установить умысел. В большинстве случаев самоубийства нельзя быть абсолютно уверенным в намерении. Если жертва смерти самоубийства не сообщит нам лично или не оставит после себя письмо, мы не сможем узнать, был ли этот акт случайным или преднамеренным.
Самоубийство — это во многом личное действие. Иногда разговоры о намерениях покончить с собой могут оказаться пустыми, потому что те, кто серьезно настроен на самоубийство, держат это при себе. Разговоры о самоубийстве обычно являются способом привлечения к себе внимания.
Возникает вопрос: почему людей, изучающих общество, должен интересовать этот индивидуальный акт? Э. Дюркгейм утверждает, что следует обратить внимание на варьирование уровня самоубийств в разных странах. Существуют страны с низким уровнем самоубийств, и страны, в которых уровень достаточно высок.
Самоубийство нигде не является основной причиной смерти, хотя в некоторых странах в определенных возрастных группах оно легко может войти в пятерку основных. В тех странах, где часто совершаются самоубийства, это обычно происходило на протяжении долгого времени. Например, скандинавские страны — это страны, где обычно уровень самоубийств достаточно высок. Венгрия — страна, которая очень долгое время гордилась тем, что была номером один по самоубийствам.
Сейчас Венгрия занимает только второе или третье место в мире по уровню самоубийств, но на протяжении столетия она была номером один. В результате детального исследования на тему самоубийств, проведенного по вдохновению от исследований Э. Дюркгейма, было выявлено, что в некоторых регионах одной и той же страны одновременно присутствовали как высокие, так и низкие показатели самоубийств. И он действительно мог определить тип людей, совершивших самоубийство, и способ, которым они совершили самоубийство. Например, Э. Дюркгейм обнаружил, что фермеры-мужчины, особенно пожилые, живущие на отдаленных фермах, имеют тенденцию к самоубийству после неожиданной смерти своей жены. По его наблюдениям, они склонны к суициду путем повешения на чердаке, что характеризует ряд последующих случаев самоубийств.
Также он отметил, что существуют важные исторические события, влияющие на уровень самоубийств. Можно подумать, что если произойдет большой социальный кризис, то уровень самоубийств вырастет, но это ложное убеждение. Если происходят большие социальные потрясения, уровень самоубийств имеет тенденцию снижаться, потому что во времена революции люди не совершают самоубийства. Обобщая, его точка зрения заключается в том, что самоубийство — это коллективное явление.
Эмиль Дюркгейм, рассуждая о самоубийстве, проводил различие между вопросом интеграции и регулирования. Интеграция означает, насколько тесно организована группа или общество, в котором мы живем. Таким образом, одним из измерений, в котором он использует эту типологию, является интеграция в социальную группу, в которой находимся. И она может быть слишком высокой или слишком низкой; как слишком высокая интеграция, так и слишком низкая интеграция могут быть причиной социальных патологий. Одна из социальных патологий — это самоубийство. Другое измерение — это регулирование; насколько строги нормы, регулирующие наше поведение. Если мы находимся на золотой середине, то мы нормальны; если мы отклоняемся, мы ненормальны. Подобное проблематичное положение Эмиля Дюркгейм было оспорено другими социологами.
Как уже было сказано ранее, существует несколько типов самоубийства. Следует перейти к одному из них. Эгоистическое самоубийство имеет некое отношение к социальной интеграции, и это тот случай, когда социальная интеграция слишком низка. Чем более ослаблена группа, к которой принадлежит человек, совершивший самоубийство, тем меньше он от них зависит — Э. Дюркгейм называет это эгоизмом. Не испытывая ответственности перед своей группой, мы можем прийти к мысли о самоубийстве. Но важно понимать, что люди, размышляющие о самоубийстве, могут иметь веские причины для таких мыслей, но при этом они также проявляют отсутствие эгоизма и подчеркивают важность группы. Принадлежа к группе, мы не можем действовать эгоистично; сплоченность, солидарность с группой не позволяют вам совершить самоубийство. Солидарность может быть разной: это может быть религия, может быть семья или общество. Если эта религия, семья или общество как таковые предлагают достаточную солидарность, то мы вряд ли совершим самоубийство.
Существует также связь между религией и самоубийством: протестанты чаще совершают самоубийства, а католики реже; католики меньше образованы, а протестанты больше. Эмиль Дюркгейм утверждает, что более образованный протестанты более склонными к самоубийству, но евреи являются исключением. Уровень самоубийств среди евреев, как правило, очень низок, но они имеют высокий уровень образования. Почему это так? Это загадка.
Стоит заметить, что уровень исламских самоубийств также низок. Один из простых ответов заключается в том, что для католиков предусмотрены более строгие наказания за самоубийство, поэтому они не совершают его. Но эта идея не совсем верна, как утверждает Э. Дюркгейм. Фактически, все религии против самоубийства; ни одна религия не допускает его. Возможно, католики относятся к этому немного строже — они не получат религиозного захоронения. Большинство римско-католических священников во многих странах не стали бы хоронить человека, совершившего самоубийство, в то время как протестантские священники могут провести церемонию захоронения.
Но почему это так? Ответ «некоторые религии запрещают самоубийство больше, чем другие» является неверным, потому что все религии запрещают его. Тогда Эмиль Дюркгейм решил найти ответ в интеграции, утверждая: протестантизм — это менее интегрированная церковь, чем католическая, и меньше представляет из себя общество. Иудаизм более тесно интегрирован, и больше представляет собой сообщество. Таким образом, из-за высокого уровня интеграции остается относительно мало места для эгоистического самоубийства.
Рассуждая о влиянии образования на это, Э. Дюркгейм заявляет, что по мере ослабления распространенных и привычных предрассудков растет тенденция самоубийств. Это не совсем предрассудки в самом обычном смысле этого слова, о которых он говорит; он имеет в виду вопрос преодоления препятствий с помощью образования. При становлении более образованным человеком, он теряет принятые доктрины; предрассудки приходят в упадок, что в свою очередь приводит к уменьшению количества стереотипов и шансов совершить самоубийство. Это ослабление коллективного сознания, в связи с чем критический мыслитель становится более индивидуальным.
Э. Дюркгейм заявил, что они неразрывно связаны с религией, потому что католики, как правило, менее образованы, а протестанты более образованы. Стоит отметить, что традиционно протестантские церкви придавали больше внимания образованию. Одной из главных причин были отношения между верующими и священнослужителями. В классической римско-католической теологии священнослужитель интерпретирует Библию для верующих. Великая революция Реформации заключалась в том, что они перевели Библию на родные языки, ввели печать и хотели, чтобы простые люди имели возможность прочитать ее. В средневековье только священник римско-католической церкви мог читать Библию. Своего рода протестантизм сочетался с массовым образованием, массовым государственным образованием и упором на образование: как читать и писать. Протестанты, как правило, были более образованными, чем католики. Вряд ли вы найдете много религиозных различий в современных обществах. Но в каком-то смысле это была просто корреляция, указывающая в том же направлении. Он также подчеркивает, что на данный момент это совершенно неверно. В развитых обществах женщины не менее образованы, чем мужчины. В развитых странах Запада, включая США, женщины сегодня более образованы, чем мужчины. Однако во времена Дюркгейма женщины были менее образованы, чем мужчины, и они реже совершали самоубийства.
Однако до сих пор существует загадка уровня самоубийств среди евреев. Существует проблема с пояснительной моделью. Э. Дюркгейм пытается понять, в чем их цель обучения, и отмечает, что она отличается от целей других людей. Еврей стремится к знаниям не для того, чтобы заменить свои коллективные предубеждения, а лишь для того, чтобы лучше вооружиться для борьбы. Это не подрывает коллективное сознание, а наоборот, укрепляет его.
Э. Дюркгейм создал своего рода эффект взаимодействия между образованием и религией, и он смотрит на то, как они влияют друг на друга. Он утверждает, что это зависит от того, что такое образование. Если образование ослабляет общественное сознание и заставляет нас критически относиться ко всему, чему нас учили, то оно может стать причиной самоубийства. В противном случае оно действительно важно для укрепления в обществе.
Также, если мы интегрированы в семью, то у нас меньше шансов совершить самоубийство. Эмиль Дюркгейм считает, что должны быть некоторые доказательства того, что люди, состоящие в браке, с меньшей вероятностью покончат с собой, чем люди, не состоящие в браке или овдовевшие. Статистические данные показывают, что если человек вступит в брак, то будет жить дольше и счастливее, что приведет к снижению шансов совершить самоубийство. Французский социолог назвал это супружеским иммунитетом к самоубийству. Он сказал, что мы не можем точно определить, почему люди, состоящие в браке, менее склонны к самоубийству, так как возможно, люди с намерением покончить с собой не вступают в брак, потому что они изначально одиноки. Таким образом, более низкая частота самоубийств среди женатых людей не является следствием брака, а брак является следствием вероятности не совершить самоубийство — это классический пример проблемы смещения выборки. Также он утверждал, что если присутствуют большие социальные волнения, то на самом деле социальные настроения находятся на высоком уровне. Люди чувствуют связанными со своей страной в революционном деле и не совершают самоубийства.
Следующий тип самоубийства — альтруистическое. Альтруистическое самоубийство происходит когда социальная интеграция слишком высока. Например, Э. Дюркгейм утверждал, что старики совершают самоубийство, потому что от них ждут этого; или после смерти мужа женщины также совершают самоубийство по той же самой причине. Традиционно, последователи или слуги после смерти вождя часто кончали жизнь самоубийством. Получается, что альтруистическое самоубийство происходит из чувства долга и ради какой-то социальной цели. В некоторых обществах это может быть обязательным: проигравший битву японский самурай должен совершить харакири. В современном обществе это редкий инцидент, но подобное случается в армии. Солдаты убивают себя не из-за низкой интеграции, а наоборот, из-за слишком высокой, в связи с чем индивидуализм слаб, и именно поэтому они кончают жизнь самоубийством.
В предыдущих лекциях мы узнали, что аномия — это отсутствие социальной регуляции. Э. Дюркгейм утверждает, что если человек окажется в ситуации, где постоянно меняется система ценностей, то он, скорее всего, совершит самоубийство. Это может быть причиной экономических проблем, так как определенные институты приходят в упадок. Например, самоубийства во время Великой депрессии, когда банк рухнул, были частыми.
Последний тип самоубийства — фаталистическое. Понятие фатализма Эмиля Дюркгейма является двойником понятия отчуждения Карла Маркса: большое количество регулирование и недостаток социальной интеграции. Например, рабы или бездетные женщины склонны к самоубийству.