Теория классов и эксплуатации по Карлу Марксу

В рамках цикла лекций «Введение в психологию», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.
В предыдущих лекциях мы уже рассмотрели, что существуют разные эпохи К. Маркса. В «Экономическо-философских рукописях» он гегельянец, и его центральная концепция все еще заключается в отчуждении. Затем все меняется и он превращается в исторического материалиста в «Немецкой идеологии», но на тот момент до сих пор не до конца разбирается в этом. Он находится под сильным влиянием А. Смита и для него разделение труда все еще важно, а частная собственность не получает центрального места. Затем был «Очерк критики политической экономии», в котором он ставит частную собственность в центре своей теории, но пытается вернуть идею отчуждения.
В 1867 году вышел первый и единственный готовый к печати том книги «Капитал», что является основным вкладом К. Маркса в социальную теорию. Есть несколько теоретиков, которые привлекаются к идее эксплуатации и пытаются переосмыслить понятие эксплуатации тем или иным образом. Для того, чтобы раскрыть теорию эксплуатации, для К. Маркса необходимо иметь представление о теории классов. «Манифест Коммунистической Партии» — текст, предшествующий теории эксплуатации, но этот текст всего лишь политический памфлет. Тем не менее, К. Маркс считается одним из великих теоретиков, создавших идею класса.

Следует разобраться в теории классов и в ее недостатках. Даже в США, где общество считается свободным от идеи класса и эксплуатации, все еще говорят, по крайней мере, о среднем классе. Но сколько всего классов существует? У К. Маркса противоречивые ответы на этот вопрос. В Соединенных Штатах есть один класс — средний, но этот ответ кажется сомнительным. Если существуют разные классы, то почему в США только один?

Для понимания теории эксплуатации важно знать различие у К. Маркса между товарным производством и капиталистическим способом производства. Он берет за основу своего учения идею А. Смита о товарном обществе, и выделяет разные типы товарных обществ: мелкохозяйственное товарное производство и капиталистический способ производства. Рабочая сила здесь выступает товаром, который продается и покупается на рынке.

Известно, что во всех сложных обществах существует частная собственность и накопление капитала. Тогда, чтобы начать производство, капиталист должен сдать собственность в аренду, дать капитал. Без предоставления капитала рабочие не будут что-либо делать, поэтому владелец капитала имеет законное право на часть созданной в процессе производства ценности. Он рисковал, предлагая свой капитал, и ему пришлось контролировать процесс труда, в связи с чем он хочет получить возмещение за свои риски и контроль.

Для теории А. Смита это является проблемой, ведь капиталисту справедливо получать прибыль. Но справедливо ли получать ренту? В сознании людей рента ассоциируется с монополией, и все хотят свободной конкуренции, а не монополии. Но главное то, что существует справедливое распределение доходов между тремя факторами производства, потому что все они необходимы для производственного процесса.

Стоит отметить, что существуют ученые, которые по-прежнему серьезно интересуются теорией эксплуатации, но они обычно отказываются от теории стоимости труда. Когда они пытаются разработать теорию эксплуатации, они больше ориентируются на теорию ренты, а не на теорию стоимости труда.

Чем отличаются теории К. Маркса и А. Смита и как К. Маркс радикализирует его? К. Маркс не желает идти по пути А. Смита и говорить, что есть справедливое распределение богатства между тремя факторами производства. Прежде всего К. Маркс задается вопросом: «Что такое ценность?». Он определяет ценность через постоянный и переменный капитал, а также через продукт.

Постоянный капитал означает капитал, вложенный капиталистом для возможности осуществления процесса труда. Постоянный капитал может включать улучшение земли, или места, которое используется для производственного процесса. Если на участке построено здание, стоимость здания должна будет возвращена в процессе производства. Следовательно, это также будет способствовать созданию стоимости продукта. Переменный капитал — это зарплаты. Последнее — прибавочный продукт, который производится и продается. Недостаточно получить только вложенный капитал, важно получить некоторый избыток с этого — все это и составляет ценность продукта.

К. Маркс начинает отходить от идеи существования некой справедливой распределительной системы между капиталом, землей и трудом. По его словам, вся стоимость создается трудом. Суть эксплуатации заключается в том, что то, что капиталист выдвинул на первый план на самом деле является трудом, который был присвоен у рабочих на предыдущей стадии производства. Затем капиталист оставляет себе избыток, не отдавая ничего рабочим, потому что рабочие получат заработную плату. Эксплуатация связана с нуждой вложения в процесс производства постоянного и переменного капитала. Социал-демократические профсоюзы хотят сохранить капиталистическую систему — они хотят проводить коллективные переговоры и вести переговоры с работодателями, чтобы обеспечить разумный уровень прибыли капиталисту и достаточно высокий уровень зарплат для рабочих.

Карл Маркс также вносит важный вклад в идею мелкохозяйственного и капиталистического способов производства, пытаясь разрушить теорию А. Смита о коммерческом обществе, рыночной экономике или капитализме. Он говорит, что мелкохозяйственное производство начинается с товара, который затем продается на рынке за деньги, чтобы купить другой товар. Само по себе это уже коммерческое общество, а не капитализм.

Он отходит от теорий из «Экономическо-философских рукописей», когда пытается идентифицировать рынки и товарообмен как источник отчуждения. Но капитализм совершенно о другом — речь идет о капиталистической экономике, когда цикл начинается с денег. К. Маркс называл капиталистов «мешком с деньгами», потому что существует экономическая система, в которой люди, накопившие капитал, вступают на рынок. Они производят товары, потому что они хотят заработать денег. Но почему капиталисту нужно больше денег, чем когда он начинал процесс? Первая причина — риски без какой-либо компенсации. Вторая причина — инвестирование средств в процесс производства. Необходимо улучшать свою технологию, иначе конкуренты могут вытеснить с рынка. Именно поэтому капиталист должен накапливать больше денег, чем при начале производственного процесса.

В идеях немецкого философа происходит большое изменение, потому что теперь цель производства — это не удовлетворение потребностей, а получение прибыли из-за конкуренции между капиталистами. Это дает развитие новому вопросу: откуда берутся дополнительные деньги? Если бы существовал капиталист, который покупал бы дешево и продавал дорого, и при этом зарабатывал прибыль, то у него появились бы конкуренты, получающие прибыль без искусственно завышенных цен. Получается, что дополнительные деньги возникают из производства, а не обмана.

При получении большего количества денег капиталист покупает на рынке рыночную рабочую силу, которая, как утверждает К. Маркс, единственный товар, который может производить более высокую стоимость, при потреблении, чем его собственная стоимость. Во всех остальных случаях идет потребление, которое переносится в стоимость нового продукта.

Есть еще один важный аспект, который К. Маркс подчеркивает: рабочий не может продать труд — он должен продать рабочую силу. Он говорит, что если бы мы продавали труд, а Дж. Локк был прав, и вся стоимость создается трудящимся и принадлежит трудящемуся, тогда капиталист должен обманывать. К. Маркс настаивает, что нужно думать о системе, в которой капиталист должен платить точную рыночную цену за рабочую силу.

Если рабочая сила — товар, то цена рабочей силы именно столько, сколько необходимо для ее воспроизводства. Цена за рабочую силу должна быть скомпенсирована, и если это выполняется, то рабочий в свою очередь тоже компенсируется, но уже за свои трудовые способности. Он будет работать под наблюдением капиталиста, который обеспечит возможность приносить прибыль рабочим.

Следует рассмотреть классы. К. Маркс говорит о классах в «Манифесте коммунистической партии» как об исторической категории, что в некотором роде противоречит аргументу «Капитала». Он говорит о буржуазии как о новом прогрессивном классе и что история всех прежних обществ — это история классовой борьбы. Борьба рабов против рабовладельцев, крепостных против помещиков, и, наконец, это будет борьба пролетариата против буржуазии.

Но проблема заключается в том, что это неверно с точки зрения собственной теории К. Маркса об эксплуатации: если эксплуатация уникальна для капиталистического способа производства, то разумно говорить только о классах в этом способе производства, где рабочая сила свободна в двойном смысле этого термина — законно свободна и освобождена от средств производства, почему и должна продавать рабочую силу.

Это также неверно с эмпирической точки зрения, потому что это правда, что были эпизоды классовый борьбы в истории, но древность не была свергнута восстанием рабовладельцев против рабов. Она пала из-за захвата германскими племенами.

Также неверна мысль, что раннее подчиненные классы встанут на место доминирующих: рабы не стали помещиками, крепостные не стали крупной буржуазией, и пролетарии определенно не стали доминирующим классом в Китае или в Советском Союзе.

Буржуазия — первый настоящий класс. К. Маркс видит, что буржуазия действительно сыграла важную прогрессивную роль в истории, выделяя ее как создателя масштабных производственных сил, более мощных, чем все предшествующие поколения вместе.

Стоит также обсудить, сколько всего классов существует. Исходя из «Капитала» и «Манифеста коммунистической партии», есть два класса: буржуазия и пролетариат, включающие в себя деньги и работников. Рабочие эксплуатируются деньгами, что приводит к классовой борьбе, и, в итоге, к революции. В 1867 году пролетариев было немного — не было общества, за исключением индустриализированного Советского Союза, где большинство населения было промышленными работниками без правящего класса. Их эксплуатировали и обманывали.

К. Маркс знает, что существует средний класс — большинство людей не принадлежат к буржуазии и пролетариату в 1848 году. Но средний класс исчезает: только малая часть из них станет крупными капиталистами, а подавляющее большинство станут работниками.

Примерно через сто лет после издания «Манифеста коммунистической партии» самозанятость сократилась, а заработная плата увеличилась. В середине XIX века 70–90% населения работало в сельском хозяйстве и при этом было самозанятым в других отраслях бизнес, но на сегодняшний день в Соединенных Штатах сельскохозяйственное население составляет всего 1–2% от общего населения. Произошло то, чего К. Маркс не мог предвидеть: увеличилась самозанятость и произошла децентрализация деятельности в мире.
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.

Переводчик: Злата Косарева
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта: Евгения Горн

Другие публикации
    Made on
    Tilda