Термин «язык» присущ не только тому, к чему мы привыкли. Безусловно, английский, голландский, итальянский, турецкий — это языки, но языком также может быть и коммуникация между двумя шимпанзе, собаками или кошками. Всё зависит от контекста и конкретного значения термина «язык». Проблема в том, что если использовать его широко, то его суть потеряется. Проблема заключается в том, что если использовать его слишком широко, то рано или поздно он потеряет свою суть.
Все известные человеческие языки обладают способностью выражать абстрактные идеи, включая концепции, связанные с мышлением, и, к примеру, пространственными отношениями между объектами. В мире нет ни единого языка, c помощью которого невозможно было бы говорить абстрактно. Это уникальная характеристика языка, позволяющая общаться на достаточно глубоком уровне, независимо от визуальных или слуховых различий языков. Такое разнообразие требует от теории языка учета как общих черт всех языков, так и их уникальных особенностей.
Чарльз Дарвин выдвинул теорию о том, что человек обладает врожденной склонностью к использованию языка, что видно из инстинктивного лепета детей. Это предположение поддерживается широким распространением языка во всех человеческих культурах и его развитием даже в условиях, когда дети воспитываются без полноценного языкового окружения. Такие примеры, как развитие пиджина в креольские языки рабами, вынужденными общаться между собой несмотря на разнообразие языковых фонов, и дети, создающие сложные языки жестов в отсутствие стандартизированной системы жестов, свидетельствуют о врожденной способности к языку.
Кроме того, неврологические исследования и генетические данные подкрепляют идею о том закрепленности языка в человеческой природе. Существуют специализированные области мозга, отвечающие за языковые функции, и генетические мутации, влияющие на способность к обучению и использованию языка, что дополнительно подтверждает его фундаментальное значение для человечества.
Язык является творческим инструментом, позволяющим людям выражать бесконечное множество идей и концепций. Эта способность генерировать и понимать никогда ранее не слышанные предложения подчеркивает уникальную гибкость и адаптивность языка как средства человеческого общения. Люди способны создавать и понимать уникальные, никогда ранее не произносимые фразы благодаря сложной системе внутренних языковых правил. Эти правила работают автоматически и неосознанно, подобно механизмам, управляющим восприятием визуальной информации.
В качестве примера могут послужить простейшие фразы: «Свинья хочет есть» и «Свинью хотят съесть». Значение мгновенно понимается благодаря внутреннему знанию о структуре языка, которое позволяет интерпретировать первое предложение как выражение желания свиньи есть, а второе как указание на то, что свинью кто-то съест.
Кроме того, предложения вроде «Билл знал, что он нравится Джону» иллюстрируют, как языковые структуры позволяют иметь множество интерпретаций в зависимости от контекста. При этом, при этом некоторые интерпретации кажутся более естественными из-за встроенных синтаксических правил. Эти тонкие языковые нюансы, такие как отношения между словами и фразами, являются предметом изучения лингвистики.
Язык состоит из нескольких уровней структуры, включая фонологию (изучение звукового строя языка), морфологию (изучение структуры слов и их составляющих частей) и синтаксис (правила, управляющие сочетанием слов в предложения и фразы). Например, фонология английского языка включает в себя конечный набор фонем, или звуков создающих различия в значении слов “lip” и “rip”. Осмысление этих фонем и их использование для понимания слов является одним из первых шагов в изучении языка. В других языках подобных различий может не быть вовсе, что может послужить проблемой для тех, кому этот язык является не родным.
Более того, в процессе изучения языка человек также учится определять границы слов в потоке речи, что часто зависит от звуковых сигналов и контекста, а не от явных пауз, которые могут быть психологической иллюзией. Например, в английском языке мы воспринимаем паузы между словами, хотя физически они могут отсутствовать. Это становится очевидным при прослушивании незнакомого языка, где определение границ слов может быть затруднено к примеру — в Иврите, который очень сложен для восприятия без подготовки.
Дети рождаются без знания какого-либо конкретного языка, и в процессе обучения они сталкиваются с необходимостью освоения сложных аспектов, включая интерпретацию звуков в контексте и правильное разделение речевого потока на отдельные слова. Этот процесс не всегда протекает гладко, и дети часто делают ошибки, особенно когда дело касается сегментации слов в потоке речи.
Фонологическое восприятие играет ключевую роль в обработке языка и общем понимании речи. В повседневной коммуникации люди автоматически и неосознанно разделяют поток речи на отдельные слова, создавая ментальные пробелы между ними. Человек при столкновении с непонятными или неразборчивыми словами склонен заполнять пробелы, опираясь на контекст и опыт, чтобы догадаться о том, какие слова он не понял или не услышал. Этот процесс называется нисходящей обработкой и позволяет успешно воспринимать и интерпретировать информацию даже в условиях неполной или искаженной коммуникации.
Примеры из популярных песен, таких как "Super Freak" Рика Джеймса, демонстрируют, как нисходящая обработка может влиять на восприятие звуков и слов. Интерпретация отдельных строчек может сильно зависеть от предварительных знаний и ожиданий слушателя, что приводит к различным версиям понимания одних и тех же звуков. Этот процесс особенно полезен в обычном разговоре, когда нужно восполнить пробелы, вызванные шумом, перебоями в речи или незнакомыми акцентами.
Однако нисходящая обработка также может привести к ошибкам и недопониманию, как это было в случае с песней "Get Crunk", где чистая версия оказалась не такой уж «чистой» из-за предварительных знаний о содержании песни. Знание того, что ожидается услышать, может заставить мозг «додумывать» недостающие или искаженные части, что иногда ведет к неверным интерпретациям.
В целом, нисходящая обработка является важным механизмом в восприятии языка, позволяющим эффективно общаться даже в условиях неидеальной передачи информации. Она показывает, как наше понимание и интерпретация речи опираются не только на фактические звуки, но и на контекст, опыт и ожидания, что делает языковое восприятие глубоко индивидуальным и субъективным процессом.
Морфология является следующим уровнем языка после фонологии. Этот уровень языка используется с помощью принципа, называющегося «произвольностью знака», который был изобретён Фердинандом де Соссюром. Суть концепции заключается в том, что любое явление можно связать с любым звуком или символом для её передачи невербально. Например, звук «гав-гав» можно привязать к слову «собака», или жест питья можно связать со словом «вода». Таким образом, язык является универсальным средством для именования чего-либо.
Среднестатистический оратор помнит и знает примерно от 60 до 100 тысяч слов. Этот запас начинает копиться с самого детства, и с помощью несложных математических вычислений можно сделать вывод, что в среднем, ребёнок учит около девяти новых слов в день. Сама способность овладения языком является одной из самых впечатляющих черт человеческого интеллекта.
Синтаксис, являющийся третьим уровнем языка после фонологии и морфологии, является краеугольным камнем, позволяющим объединять слова в фразы и предложения. Этот процесс возможен благодаря синтаксическим правилам, которые определяют порядок и связи между словами, образуя сложные структуры, необходимые для передачи сложных идей и мыслей.
Синтаксис обладает механизмом, известным как рекурсия. Она позволяет создавать бесконечное количество разнообразных предложений, используя ограниченный словарный запас. Рекурсия дает возможность строить глубокие и сложные предложения, которые могут включать в себя другие предложения, создавая сложные структуры и идеи. Такая комбинаторная система, используемая в синтаксисе, не уникальна только для языка. Подобные механизмы присутствуют и в других областях, таких как музыка и генетика. Например, в музыке ограниченный набор нот может быть комбинирован в бесконечное количество музыкальных произведений, а ДНК, состоящая из ограниченного числа аминокислот, может порождать бесконечное многообразие генетических кодов и характеристик.
Ноам Хомский утверждает, что изучение языка больше похоже на естественный рост, чем на обучение, и что не следует считать его результатом опыта или обучения. Он сравнивает языковые структуры с физическими структурами организма, подчеркивая их сложность и естественное развитие. Хотя среда оказывает влияние на языковые навыки, основные аспекты языка, такие как фонемы, морфемы и синтаксис, различаются между языками и требуют определенного воздействия для их освоения. Тем не менее, дети учатся языку естественным образом, без специального обучения или обратной связи, что поддерживает идею о врожденной способности к языку. Развитие языковых навыков в раннем возрасте происходит без осознанного обучения, и дети проявляют чувствительность к языку своего окружения. Однако с возрастом способность к изучению новых языков снижается, особенно после полового созревания, когда овладение новым языком без акцента становится редкостью.