Введение в психологию: что такое «материализм» и «дуализм» в психологии?

В рамках цикла лекций «Введение в психологию», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.
Начнём с идеи, которую биолог, лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик, назвал «Удивительной гипотезой». Удивительная гипотеза заключается в следующем: «Мы», наши радости и печали, воспоминания и амбиции, индивидуальность и свобода на самом деле регулируются пучком нервных клеток и связанных с ними молекулами. В то же время большинство людей отказывается от этой неестественной точки зрения в пользу другой, например, дуализма. Дуализм признает двойственность человеческой природы, равноправность и несводимость исключительно друг к другу двух основных начал универсума — материального и духовного, физического и психического, тела и души. Наиболее известным последователем дуализма является философ Рене Декарт. На свой вопрос: «Являются ли люди просто физическими машинами, физическими вещами?»., он отвечал: «нет». Философ считал, что люди «нематериальные души», обладающие «материальными» телами.
Р. Декарт привёл два аргумента в пользу дуализма. Первый заключался в том, что существуют вещи, подвластные только людям. Люди не ограничены рефлексивными действиями (в отличие от машин), а скорее способны на скоординированные, творческие и спонтанные поступки.

Второй аргумент — метод — довольно известен. К этому он пришёл, используя метод сомнения. Он задавал себе вопрос: «В чём я могу быть уверен?», отвечая «Я верю, что Бог есть, но, честно говоря, я не могу быть в этом уверен. Я считаю, что живу в богатой стране, но, возможно, меня обманули». Он даже сказал: «Я верю, что у меня были друзья и семья, но, возможно, меня обманывают. Может быть, злой демон провёл меня, ввел в заблуждение, заставив думать, что у меня есть опыт, который нереален». Современная интерпретация го суждений нашла свое отражение в «Матрице». Возможно, все, что мы сейчас испытываем, не является реальностью, а лишь продуктом воздействия какого-то другого недоброжелательного существа. Точно так же есть сомнения по поводу наличия физического тела в принципе. Французский философ заметил, что душевно больные иногда верят в наличие у себя дополнительных конечностей или конечностей разных форм и размеров. «Откуда мне знать, что я не сумасшедший? — спрашивает Р. Декарт. — Сумасшедшие люди не думают, что они сумасшедшие, поэтому то, что я не считаю себя таковым, не делает меня здоровым. Откуда мне знать, что я сейчас не сплю?».

В итоге он заявил, что единственное, в чем он не может сомневаться, это его мысли. Но он опровергает сам себя. Используя метод сомнения, он сказал, что есть что-то действительно отличающееся от наличия тела и разума. Этот аргумент используется в поддержку дуализма, идеи разделения тела и души. Поэтому он считает, что он был той субстанцией, вся сущность или природа которой заключается в мышлении, для существования которой не требуется никаких материальных вещей. То есть душа, благодаря которой он существует, полностью отлична от тела.

Дуализм заложен в нашем языке. Определенным способом мы говорим о вещах, которыми владеем или которые нам близки — «моя рука», «мое сердце», «мой ребенок», «моя машина», но мы также говорим «мое тело» и «мой мозг». Мы говорим о владении своим мозгом так, будто мы каким-то образом отделены от него. Наш дуализм проявляется в интуиции относительно личностной идентичности. Это означает, что здравый смысл подсказывает нам, что кто-то может оставаться тем же человеком, даже если его тело претерпевает радикальные и глубокие изменения. Лучшие примеры этого — вымышленные. Например, мы не испытываем трудностей в понимании фильма, в котором кто-то засыпает подростком и просыпается пожилым человеком. Один из величайших рассказов прошлого века начинается с фразы Франца Кафки: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». За сотни лет до нашей эры Гомер описал судьбу спутников Одиссея, превращенных ведьмой в свиней. Мы допускаем представление о том, что в одном теле может находиться множество людей. Один из анализов диссоциативного расстройства заключается в идее о том, что в одном теле находится множество личностей, борющихся за власть. Здравый смысл подсказывает нам, что в одном теле может находиться более одного человека. Это проявляется в другом контексте, связанном с экзорцизмом, где многие системы верований допускают мысль о том, что поведение людей, особенно злое или иррациональное, может быть вызвано чем-то потусторонним. Наконец, все люди мира, представители всех религий, в большинстве случаев верят, что люди могут пережить разрушение своего тела. Культуры различаются в зависимости от судьбы тела, но объединяет их идея об отделении нашей настоящей сущности от физической вещи, которую мы носим с собой. Вдобавок, эти физические вещи могут быть уничтожены, пока мы живы.

От дуализма зависит многое, но как отмечает Ф. Крик, в настоящее время дуализм ошибочен. Не существует «я», который можно было бы отделить от нашего тела или мозга. «Разум — это то, что делает мозг». Разум отражает работу мозга точно так же, как вычисления отражают работу компьютера. Есть несколько причин отказа от дуализма в пользу этой точки зрения. Одна из них заключается в том, что дуализм имеет свои сложности — он не является научной доктриной. Мы хотим знать, как дети изучают язык, что для нас привлекательно, а что нет, и что лежит в основе психических заболеваний. Дуализм же не способен объяснить эти процессы, так как они происходят только внутри нашей головы. В частности, дуалисты, такие как Р. Декарт, изо всех сил пытаются объяснить, как физическое тело соединяется с нематериальной душой. Ведь французский философ прекрасно знал, что такая связь существует — наше тело подчиняется нашим командам. Если мы ударимся пальцем ноги, мы почувствуем боль; если мы выпьем алкоголь, то это повлияет на наши рассуждения.

Рене Декарт вполне разумно пришел к выводу, что физические объекты не могут совершать определенных действий. Но также мы знаем, что все-таки они способны на некоторые. Например, машины могут играть в шахматы и пользоваться символами. Машины обладают ограниченными способностями к математическим и логическим рассуждениям, распознаванию вещей и выполнению различных форм вычислений, и это подтверждает то, что мы являемся такими машинами. Поэтому нельзя говорить, что физические вещи просто не могут этого сделать, потому что мы знаем, что это ложь. Выходит, что люди — это физические вещи, как и их мозг.

Можно сделать вывод, что мозг является частью психики. Те, кто придерживался дуалистической точки зрения, гласящей, что все наши идеи, действия и желания не имеют ничего общего с физическим миром, были бы смущены тем фактом, что мозг в какой-то мере отражает нашу психическую жизнь. Философы и психологи давно знают, что удар по голове может изменить наши умственные способности, сифилис может стать причиной психических заболеваний, и что химические вещества (например, кофеин и алкоголь) могут повлиять на наше когнитивные способности.

Исследования с использованием технологий визуализации, таких как компьютерная томография, позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография, показывают, что разные части мозга активны в разные периоды психической жизни. Например, то, как мы видим, слышим и произносим слова отражается в разных частях нашего мозга. Если нам провести фМРТ и наблюдать за тем, что мы делаем, то по активности нашего мозга можно будет определить, о чем мы думаем. Но если мы придерживаемся идеи дуализма, то нам будет сложно объяснить, что мы — лишь работа нашего физического мозга.

Научный консенсус заключается в том, что вся психическая жизнь, включая сознание, эмоции, выбор и мораль, являются продуктами деятельности мозга. Цель нейробиологии — объяснение работы мозга и принципа порождения мыслей. Одно из открытий психологии заключается в том, что основная единица мозга — нейрон. Нейрон — это особый вид клетки, который состоит из нескольких основных частей: дендритов и аксонов. Дендриты — разветвленные отростки нейронов, получающие сигнал от других нейронов. Эти сигналы могут быть возбуждающими и тормозящими. Аксон — длинный отросток нейрона, имеющий миелиновую оболочку.

Человеческий мозг содержит миллиарды нейронов, каждый из которых связан с большим количеством других нейронов, образуя необычайно сложное вычислительное устройство. Нейроны бывают трех видов: чувствительные, двигательные и вставочные. Чувствительные нейроны получают сигналы извне, формируют информацию на их основе и передают ее в нервную систему. Двигательные нейроны передают импульс от центральной нервной системы к мышцам. Вставочные нейроны являются посредниками между чувствительными и двигательными нейронами.

Одна интересная особенность нейронов — нейронное кодирование. Нейроны химически связаны друг с другом довольно занимательным образом. Между любыми нейронами, между аксоном одного нейрона и дендритом другого, есть крошечный промежуток — синапс, который в ширину может составлять около одной десятитысячной доли миллиметра. Синапс служит для передачи нервного импульса между двумя клетками, которая осуществляется химическим путем с помощью нейромедиаторов, влияя на дендриты.

Большая часть психофармакологии, как медицинской, так и рекреационной, состоит именно из манипуляций с нейромедиаторами. Существует две группы ноотропных препаратов: агонисты, усиливающие эффект нейромедиаторов и создающие еще больше нейромедиаторов, и антагонисты, уменьшающие количество нейромедиаторов путем их разрушения или замедления производства.

Две группы ноотропных препаратов: Агонисты, усиливают эффект нейромедиаторов, создают больше нейромедиаторов, прекращают очистку нейромедиаторов, или, в некоторых случаях, имитируют нейромедиатор. Антагонисты, уменьшают количество нейромедиаторов путем их разрушения, или затрудняют их производство. Примером антагониста может быть препарат Кураре, блокирующий воздействие двигательных нейронов на мышечные волокна. Это влечет за собой отключение двигательных нейронов, остановку дыхания и смерть.

Раньше считалось, что человеческий мозг устроен как компьютер, но мозг нельзя назвать компьютером по нескольким причинам. Во-первых, мозг обладает высокой устойчивостью к повреждениям. Мы можем получить серьезные повреждения мозга, но при этом сохранить некоторые умственные способности. Мозговой резерв можно определить как устойчивость мозга, его способность справляться с повреждениями при этом сохраняя адекватное функционирование. Во-вторых, мозг гораздо быстрее компьютера. В отличие от компьютеров, мозг работает посредством параллельно распределенной обработки информации.

Существует множество исследований, некоторые, из которых проводятся не на факультетах психологии, а на инженерных факультетах и факультетах компьютерных наук, которые пытаются понять, как компьютер может делать то же самое, что и мозг. За последние 20 лет была проделана огромная работа, люди пытались изобрести машины, которые смогут выполнять различные действия, подвластные только человеку, из компонентов, напоминающих нейроны. Пока не существует такой машины, которая могла бы повторять практически все, что могут люди. И это отчасти потому, что устройство человеческого мозга необычайно сложное.

Для чего же все-таки нужен мозг? Некоторые вещи, которые делает наш мозг, связаны с его подкорковыми структурами, находящимися ниже коры головного мозга. Глядя на рисунок мозга, можно увидеть его ствол, который отвечает за частоту сердечных сокращений и дыхания, мозжечок, отвечающий за баланс тела и мышечную координацию, содержит почти 30 миллиардов нейронов; гипоталамус, который отвечает за питание, чувство голода, жажды и, в некоторой степени, за сон.

Все эти части мозга важны, многие из них играют важную роль в психологических процессах, но само действие происходит в коре головного мозга. Кора головного мозга — это его внешний слой, который занимает примерно 80% всей массы. Она может быть разделена на разные части или доли. Например, есть лобная доля, теменная доля, затылочная доля и височная.

В ходе одного интересного эксперимента Доктор У. Пенфилд из Университета Макгилла провел операцию на мозге при помощи электрического прибора — нажав им на участок головного мозга, части тела пациента начинали двигаться. Более того, прикоснувшись к другим частям мозга, люди утверждали, что видели цвета, слышали звуки или ощущали прикосновения. Благодаря исследованиям в этой области, было выявлено, что разные части человеческого мозга отвечают за разные действия. Если две части тела расположены близко друг к другу, например, наш язык находится рядом с челюстью, а не с бедром, то и участки мозга, отвечающие за них, также будут расположены вместе.

Для того чтобы выяснить, за что отвечают части мозга, используются новейшие методы визуализации, которые уже раннее упоминались. Есть и другой способ — наблюдение за людьми с повреждениями мозга. Благодаря изучению этих повреждений становится ясно, за что отвечают разные участки мозга. Например, апраксия. Это повреждение головного мозга, которое влияет на двигательные акты. Но апраксия — это не паралич, ведь люди могут выполнять простые движения, но не целенаправленно. Например, они не смогут помахать нам рукой на прощание.

Агнозия — неспособность идентифицировать объект с помощью одного органа чувств, например, только с помощью зрения. Иногда это называют психической слепотой. Таким образом, может развиться зрительная агнозия — неспособность распознавать объекты, и прозопагнозия, неспособность распознавать лица. Сенсорные нарушения зрительного восприятия — это не слепота, а полное одностороннее выпадение поля зрения с границей в виде вертикальной линии.

Афазия — речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов. Рецептивная афазия — неспособность понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. Другие расстройства включают приобретенную психопатию, при которой повреждение лобных долей лишает вас способности отличать правильное от неправильного.

Правое и левое полушария мозга сильно отличаются друг от друга, но при потере одного из полушарий другое сможет это компенсировать, хоть и не полностью. Как известно, у правшей языковой центр находится в левом полушарии, а все, что связано с математикой, музыкой и пр. — в правом. Все, что мы видим в левом поле зрения поступает в правую часть мозга, а все, что в правом — в левую. Следовательно, правое полушарие контролирует левую часть мозга и наоборот.

Идея психологии, особенно нейробиологии и когнитивной психологии, заключается в рассмотрении разума как сложного компьютера. Мы изучаем людей так же, как изучали бы компьютер с другой планеты. Наш компьютер может играть в шахматы, может распознавать числа и заниматься математикой, но в отличие от нас у него нет чувств.
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.

Переводчик: Марина Алексашина
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта: Евгения Горн

Другие публикации
    Made on
    Tilda