Среди студентов Массачусетского университета в 90-е годы была популярна футболка с надписью «Гравитация — это не просто теория, это закон». Эта футболка интересна тем, что надпись на ней наглядно показывает разницу между двумя видами законов. Гравитация — это не закон, указывающий как себя вести, а закон, который описывает принцип работы окружающего мира.
Философы также различают два типа законов. Первый — законы, устанавливающие нормы поведения в обществе. Например, «Прежде чем переходить дорогу, посмотрите налево и направо». Наверное, было бы глупо носить футболку с надписью: «Прежде чем переходить дорогу, посмотрите налево и направо — это не просто теория, это закон», поскольку каждый гражданин обязан следовать этому правилу. Подобные законы являются предписывающими (прескриптивными) и, как правило, представляют собой свод правил, который указывает как граждане должны себя вести.
Второй тип – дескриптивные законы, описывающие действительность. Было бы забавно носить футболку с надписью «Если Вас собьет машина, то Вы умрете — это не просто теория, это закон», потому что такой закон описывает устройство мира. Выходит, что описательные законы позволяют нам делать предположения о будущем, основываясь на прошлом.
Но почему же лекция, посвященная Аристотелю и привычкам, начинается с описания дескриптивных и нормативных (прескриптивных) законов? Ответ прост: привычки — это инструменты превращения наших «надо» в «есть». Мы можем обучиться какому-либо ремеслу посредством взятия на себя обязательств и повторением одних и тех же действий снова и снова.
Следует рассмотреть следующую фразу Аристотеля: «Ибо [если] нечто следует делать, пройдя обучение, [то] учимся мы, делая это; например, строя дома, становятся зодчими, а играя на кифаре — кифаристами. Именно так, совершая правые [поступки], мы делаемся правосудными, [поступая] благоразумно — благоразумными, [действуя] мужественно — мужественными». Здесь он показывает значимость умения различать связи между нормативными законами (модель достижения желаемого результата) и дескриптивных законов (модель нашего естества)».
Следует обратить внимание на два противопоставления, которые делает Аристотель при описании воспитания добродетели. Воспитание в себе добродетели отличается от попыток заставить камень левитировать, поскольку в данной ситуации можно применить дескриптивный закон. Идея Аристотеля заключается в том, что если мы хотим кем-то стать, то нам следует действовать будто мы им уже стали.
Если мы хотим стать настоящим храбрецом, то следует вести себя как настоящий храбрец.
Если мы хотим стать пианистом, то следует своими пальцами подражать игре профессионального пианиста – будто бы мы им уже являемся. После подобной практики это станет частью нашей натуры.
Модели осознанного поведения можно довести до автоматизма путем постоянной практики. Однако, такая методика может работать и в обратную сторону —у нас появляются привычки, от которых мы хотим избавиться. Например, многим из нас свойственно проверять социальные сети сразу же после включения компьютера.
В одной из предыдущих лекций уже затрагивался вопрос самоконтроля посредством ограничения доступа к нежелательныму. Но иногда это не является правильным, ведь мы не хотим полностью от них избавляться. Мы же не будем выбрасывать всю еду, что есть на кухне. И интернет многим из нас необходим для работы. Кроме ограничения доступа «топлива» для нежелательных привычек также стоит обратить внимание на сигналы, которые их и вызывают.
Был проведен опрос, где респондентов спрашивали: «Есть ли у Вас привычки, которые Вы хотели бы в себе изменить?»; «Вы идеальны и Вам нечего менять?»; «Может у Вас все же есть одна привычка, которую Вы хотели бы изменить?». Оказалось, что 8% респондентов идеальны, но остальные 92% хотели изменить хотя бы одну из своих привычек.
Далее, был задан еще один вопрос для тех, кто хотел бы изменить одну из своих привычек: «Удавалась ли Вам поменять какое-то привычное действие, сказав себе: «С завтрашнего дня я не буду сидеть в интернете на уроках» или «С завтрашнего дня я обязательно начну делать какое-то дело»? Скольким из Вас удавалась переломить себя после столь внушающих речей? Помогло ли это?». Лишь 35% респондентов помогает самовнушение. Чаще всего, одного лишь самовнушения недостаточно, чтобы избавиться от нежелательной привычки.
Поскольку человеческое сознание не ограничивается лишь умом, большинству из нас трудно дается самоубеждение. Как мы помним, Платон делил душу на три части (разум, дух и аппетит), а Дж. Хайдт сравнивал ее с всадником и слоном.
Аристотель на последних страницах своего сочинения пишет следующее: «Так что, если бы самих по себе рассуждений было достаточно, чтобы сделать людей добрыми, эти [рассуждения] по праву получили бы, сказал Феогнид, множество великих наград, и нужно было бы ими обзавестись».
Он отмечает, что, в большинстве случаев, просто сказав людям: «Не забудьте заплатить налоги к середине весны» не заставит их действовать так, как мы хотим. Одни лишь аргументы или призывы к разуму далеко не всегда работают. Аристотель считал, что изменить привычку человека одними лишь доводами невозможно.
Идеи, заложенные в его сочинениях, применяются в когнитивно-поведенческой терапии. Психологи утверждают, что человеку, как существу развитому, свойственны схожие с млекопитающими модели поведения. Это соответствует исследованиями условных рефлексов Ивана Петровича Павлова.
Известно, что человек на протяжении всей своей истории мог контролировать поведение животных. Сохранились пособия мыслителей Древней Греции по дрессировке домашних животных. Например, у Декарта есть целое сочинение, посвященное дрессировке собак.
Классическое обусловливание по И.П. Павлову представляет собой процедуру научения, формирования условно-рефлекторных реакций, при которой безусловный стимул (например, еда) сочетается с нейтральным стимулом (например, звук колокольчика) до тех пор, пока нейтральный стимул не станет условным, то есть начнёт вызывать условную реакцию (например, слюноотделение), такую же, как и безусловный стимул. Основной принцип классического обусловливания заключается в следующем: перед дрессировкой собаки ее нужно завлечь каким-нибудь предметом, вызывающим у нее интерес и предвкушение. Допустим, если собака увидит косточку, то она сразу же заёрзает, желая ее заполучить. Если же при дрессировке собаки показать ей и колокольчик, и косточку, то косточка вызовет реакцию предвкушения. На данном этапе безусловный стимул, вызванный у собаки, пока обусловлен только косточкой. Однако животные мыслят ассоциативно, и собака может поменять свою реакцию с бурной на нейтральную, и наоборот. В нашем случае собака не будет реагировать на косточку, в то время как звон колокольчиков будет вызывать в ней чувство предвкушения.
Подобное работает и с человеком. В книге Алана Каздина есть Малыш Альберт, который думал, что белые кролики безобидные, пока не увидел белого кролика и не услышал сильный грохот одновременно. После этого Альберт стал ассоциировать белых кроликов с чувством страха из-за безусловного стимула, вызванного сильным грохотом.
Человек способен формировать положительные и отрицательные ассоциации, которые будут вызывать в нем эмоции. Мы можем начать ассоциировать предмет, который ранее для нас ничего не значил, с чем-то положительным или отрицательным.
Основываясь на этой идее, психологи начали больше концентрироваться как на взаимосвязи между предметом и поведением, так и на последствиях ассоциации с предметом или поведением. Классическое обусловливание относится к пассивному восприятию предметов — при виде еды или кролика, у нас появляются в голове определенные ассоциации. Оперантное обусловливание, в свою очередь, связана с особой реакцией человека на определенный предмет.
У нас есть множество привычных занятий, которые можно назвать полезными и необходимыми, такие как чтение, занятие спортом, регулярное общение с родными по телефону и т. д. Однако большинству из нас свойственно также иметь целый ряд и вредных привычек.
Психологи отмечают, мы обладаем средствами, позволяющими нам использовать наше обусловливание ради изучения разных поведенческих реакций. Например, если мы сосредоточимся на последствиях какого-либо поведения, то в будущем сможем повлиять на частотность возникновения определенных реакций.
Если мы хотим развить в себе положительную привычку, то следует связать ее с дополнительной мотивацией. Студентов можно сподвигнуть написать диплом, если пообещать дать им рекомендательные письма.
Также желаемое поведение можно подкрепить с помощью так называемого отрицательного стимула. Шум в комнате вызывает у нас отрицательную реакцию, заставляя нас надевать беруши ради минимизации отрицательных последствий от шума.
Идея оперантной обусловленности дает возможность воплотить в жизнь предположение Аристотеля касательно формирования привычек как формы поведения человека.